вторник, 22 июня 2010 г.

И возвращается всё на круги своя...

Искорки из главы Хукат

Арье Юдасин

«Что было, то и будет...». Этот принцип, поэтически выраженный царём Шломо в Коэлет (Эклезиаст), широко использует Устная Тора. Например: «дела отцов – знак для сыновей» (им предстоит подобное). Машиах, потомок Давида, порой именуется «Давидом» - его душа и даже действия будут связаны с царём-псалмопевцем. Об этом говорит кабала – к примеру, описывая связь личностей и перевоплощение душ. Повторяемость годового цикла, единая биологическая и психологическая «матрицы» человеческой жизни имеют не только «природные» корни.

За что пострадали Моше и Аарон, лишившись права войти в Землю Израиля? «За то, что не освятили вы Имя Моё у вод Меривы» («Мерива» означает «ссора»). Шах приводит, от имени десятка авторов, целый ворох объяснений. Возможно, потому что Моше, желая напоить страждущих евреев, ударил по скале посохом – а должен был обратиться к ней словами, вода бы и потекла? За то, что ударил посохом дважды, словно одного раза недостаточно? Что сказал: «не из этой ли скалы добыть мне вам воду?» - будто воду даёт он, а не Создатель! За слова «из скалы», из плотного предмета. Неужто Б-г не может сотворить воду из чего угодно, хоть из воздуха!? За то, что воскликнул в гневе (реальном? наигранно-воспитательном?): «слушайте, непокорные!». За то, что Моше и Аарон пошли перед народом к Шатру собрания – словно у Создателя есть особое место, откуда Он «лучше слышит просьбы»?..

Есть ещё несколько версий. Строго говоря, мы неточно знаем причину наказания величайшего в истории пророка и его святого брата. Слишко тонка она, слишком интимно завязана на их отношения с Создателем. Многое из того, что говорят по этому поводу учителя, есть просто проекция духовной тайны на привычные нам вещи. Уроки нравственности. Кстати, пытаясь оценивать равина, подход, направление в нашей Традиции – об этом полезно помнить. Сиё, конечно, не предполагает, что человеку опасно иметь своё мнение и он обязан принимать за чистую монету всё, что попадает в зубки. Просто недурно осознавать, что говоря, например, о спорах первых «хасидов» с современными им «митнагим», мы в лушем случае питаемся чьими-то «проекциями». И даже изучение первоисточников , трудов «идеологов» спорящих сторон, даёт лишь частичное представление о предмете и сути спора.

Но это, так сказать, вступление. Творец объявил Моше и Аарону: «за то... не введёте вы это общество в Землю». А Шах, всматриваясь в определённый артикль перед словом «общество», читает: «именно это общество вы не введёте, зато вы введёте другое общество». Какое? «Последнее сообщество, во времена царя Машиаха». И поясняет гематриями.

Оказывается, первые буквы знаменитой фразы царя Шломо: «Что было, то и будет» на иврите составляют имя Моше! Поясняет книга Зоар: Моше будет пастухом каждого поколения. Шах привлекает ещё одну сентенцию Эклезиаста: «поколение приходит, поколение уходит». Слово «дор» (поколение») имеет гематрию 210, символизирующую Поколение пустыни. Евреи вышли из Египта после 210-летнего изгнания. Общеизвестно, что Моше, Аарон и Мирьям были пастырями того поколения. И фраза «вот первенец Циона» (о возвращении народа в Израиль), словно в игре-перевёртыше, последними буквами слов соответствует последним буквам имён Моше, Аарон и Мирьям. «Как было при первом Спасении, так будет и в последнем – нас возглавят Моше, Аарон и Мирьям!» Это утверждает мудрец Талмуда раби Хама бар Ханина.

Говорится ли здесь от том, что Машиах соберёт в себе качества детей Амрама? Или их души воплотятся в трёх лидеров? Или лидеры будут подобны им по своему величию? Или..?

Известно из Традиции, что приход Машиаха – величайшая тайна. И одновременно – одно из наиболее «вариабельных», трудно предсказуемых событий мировой истории. Мы знаем о неизбежности этого, кое-что о предназначении раскрытия Б-жественности в мире. Но имя, время, порядок событий, детали... Как минимум, они зависят от нас. Об этом несколько раз уверенно говорят мудрецы Талмуда. И всё-таки кое-что о будущем известно. Для этого мы, «народ Книги», изучаем историю.

«И возваращается всё на круги свои». Идею спирали, нарастающего циклического процесса, изобрёл не Гегель. Она подробно разбирается в Талмуде. И раньше, в том же Эклезиасте... «Скажут тебе – вот новое! Но оно уже случалось в веках, которые были прежде нас». «Всё суета». И всё-таки – движение жизни... Приход Машиаха – последняя точка на этой спирали. Завершение «повторов».

Комментариев нет: