Арье Юдасин
Помните у Маяковского: «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно!» Шах, разбирая порядок зажигания и устройство семисвечника (храмовой меноры), помог нам определить, кому? Между делом мы поймём, какова миссия еврейского народа в мире? Не случайно же в о нас говорится: «будут как звёзды небесные или как песок на морском берегу»!
Основу анализа составляет разбор слова, которым названа наша глава: «беалотха», «при зажигании». Шах разделяет его на две части: «беhа» (буквы бейт и hей) и «лотха». Бейт и hей (2 и 5) в сумме дают число 7. Намекая на 7 рогов меноры, семь дней творения и недели, семь основных звёзд в структуре зодиака... А остаток «лотха» - от корня «алия», подъём – буквально означает «вознесение».
Удивительную точность открывает Шах в
Вывод, который делает Шах из анализа, поразителен. Слово «беалотха» намекает, что при зажигании семисвечника одновременно вспыхивают семь светильников в высшем мире. От них, в свою очередь , получают жизненную силу и способность влияния 7 главных звёзд. «Иначе они не способны светиться, и всё мироздание становится хаосом!» Больше того: согласно мидрашу, семь свечей соответствуют семи дням творения. Значит, каждая из ламп выражает суть одного из этих дней. Одна повествуе про создание планет, другая – про рыб и птиц, третья – о разделении света с тьмой... Если жертвы, принесённые князьями колен, как бы поддерживали уже сотворённый мир, прибавляли ему достоинство и силу, то светильники меноры наполняют неомирным светом всё сущее!
Есть ещё одна, глубочайшая символическая связь: строение Храма соотносится с устройством человека. Как тела, так и души. Ковчег Завета подобен человеческому сердцу. Менора же символизирует разум и мозг! Иначе говоря, выражает Б-жественный образ в человеке – ведь, согласно Рамбаму, именно об этом слова Торы: «сделал (Б-г) человека по Своему образу»!
Устройство и задача меноры были настолько сложны и утончённы, что сам Моше не смог ясно представит, как она должна выглядеть? Да-да, тот самый Моше, о котором свидетельствует Б-г: «Во всём Моём мире он доверенный»! Пришлось Творцу показывать пророку огненную картинку меноры и читать лекцию про её работу. Одну из сторон тайны иллюстрирует Шах: согласно громматике, менора сотворялась неоднократно. Она как бы «спускалась из мира в мир», пока смогла обрести форму семисвечника из золота с гранатами, цветками и чашечками.
Возжигание меноры, причём в две «сессии» (сначала пять свечей, затем оставшиеся две) – привилегия и обязанность первосвященника. Самого святого человека в «царстве священников и народе святом». И подобна этой ответственной привилегии вся работа еврейского народа на Земле.
В чём же уникальность нашего народа? Почему Тора неоднократно называет евреев неотменимой частью мироздания? Свидетельствует, что если бы еврейский народ оставил Тору, мир возвратился бы в первоначальный хаос?
Ответ довольно прост: наша задача – возжигать над миром менору. Когда есть Храм в дереве и камне – и буквально, заливая в чашки чистейшее масло первого отбоя из олив с вершины дерева. Сейчас, когда, увы, Храм ещё не восстановлен, мы должны совершать духовное служение, подобное влиянию меноры на мир. Ведь мы - «царство священников», и каждый в некотором смысле первосвященник!
Свет меноры соответствует чистому, бескорыстному разуму. Именно к нему обращено изучение Торы, Б-жественного Закона. Так мы «наливаем масло» в «7 духовных светильников», функция которых – хранить порядок мироздания. Посмотрите, пожалуста, под этим лучом на многие фразы Танаха и высказывания наших мудрецов. То, что представлялось цветастыми поэтическими образами, метафорами, приобретает точность математической формулы.
«Знаете, если звёзды зажигают, это кому-нибудь нужно». Поэт прав, это нужно каждому. Изучающие Тору и поддерживающие её изучение люди просто позволяют миру жить. Надеюсь, вскоре мы сможем не только «рассчитать» это как формулу, но и увидеть своими глазами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий