пятница, 4 декабря 2009 г.

Недельная глава

Не могу не написать маленькое предисловие, что Ваишлах одна из моих любимых глав. И вообще, обожаю Берешит - человек может найти абсолютно все в этой книге. Это настоящая жизнь и все люди такие реальные, мне иногда кажется, что я их всех знала.

Подражая Евгению Онегину

Арье Юдасин

Помните: «Они сошлись... стихи и проза, лёд и пламень... не столь различны меж собой, как эти люди!» Словно про встречу Якова с Эйсавом! Но, поскольку Пушкин таки описывает иную историю, обратимся, как обычно, к Шаху.

Эйсав имеет на брата-двойняшку большой зуб. Первородство ловко увёл, отцовское благословение вообще забрал обманом, ух! Причём то, на что надеялась их общая мама Ривка, отправляя Якова в путешествие: «Дождёмся, пока утихнет его гнев» - не произошло. Эйсав избрал для жизни Италию, но назвал её «Страной Сеир» (козла) – чтоба всегда саднил, пылал перед глазами братнин обман. Ведь именно шкурками козлят накрывал Яков руки, притворяясь Эйсавом перед отцом! А новое прозвище самого Эйсава – Эдом (красный), напоминает о той похлёбке из красной чечевицы, на которую Эйсав второпях променял первородство. В общем, как тешился он мыслью убить брата, так и тешится. И продолжает вытеснять из памяти сам факт братства.

Говорит Шах, что Эйсав хотел быть умнее Каина. Тот убил брата-Эвеля при жизни своего отца, но так и не остался единственным наследником: у Адама родился новый сын. Эйсав же облизывается: «Приблизятся дни траура по отцу, и я убью Якова!». Поскольку у Эйсава душа Каина, а у Якова – душа Эвеля, мы видим, что дело весьма серьёзно.

И Яков проделывает несколько странных манипуляций. Он разбивает свой стан на два стана, шлёт брату в подарок 3 стада животных, символизирующих различные аспекты их отношений, готовится к войне и молится о мире. Мы узнаём, что бесстрашный Яков «очень устрашился»! Чего? Не за себя, ему давно уже обещана Б-жественная защита. И не 400-т идущих с Эйсавом воинов. Только что доложили посланные (в высшие миры) ангелы, что эта армия просто «солома» («каш», гематрия 400). У пророка Овадьи, прозелита из потомков Эйсава, будет сказано: «И станет дом Якова пламенем, а дом Эйсава соломой». Между прочим, в далёком будущем из разгромленной армии эдомитян уцелеет «400 человек на верблюдах». Это те, в ком души спутников Эйсава, они все в итоге отказались воевать против Израиля. Чем изрядно помогли Эйсаву в пробуждении братских чувств.

Устрашился Яков за нас, его потомков. «Два стана», на которые разделил он свой караван – это доброе и злое начало. Не может человек в этом мире жить только возвышенной духовной реальностью: «если бы не злое начало, не сеяли бы, не женились и не плодили детей». Не зря же Яков в своей молитве использовал два понятия: «Ты сделал мне добро и ещё улучшил». «Добро – это доброе начало. «Улучшил» - злое. Вспомните, что единственный раз Б-г оценил Свою работу по творению мира на «очень хорошо» - в день создания смерти и дурного начала. В день сотворения человека. Однако, когда силы земной страсти и инстинкта начинают преобладать, люди попадают под власть ангела зла, он же – ангел Эйсава. И тогда разрушительная ненависть Эдома может проявляться как бы на «законных основаниях», на «своей территории».

Мы, потомки Якова, постоянно находимся в опасности. Стоит нам увлечься земным преуспеянием, захотеть подражать удачливому в данную эпоху народу – как ослабевает наша связь с главным наследием Якова – Торой. И тогда у ангела Эйсава обнаруживаются логические, а также громко стреляющие аргументы...

Шах говорит, что многие из действий Якова были направлены на то, чтобы подчеркнуть перед всем миром: они с Эйсавом братья! И тогда стыд перед людьми – брат преследует брата! – может удержать Эйсава от использования главного его благословения: «мечом своим будешь ты жить!» Эйсав и поныне ищет способ забыть о нашем братстве. Тут и «коварный еврейский всемирный заговор», и якобы паталогическая еврейская хитрость и жадность (у самого честного и самого «дающего» в мире народа!), и «трусливый жид, спрятавшийся от фронта на складе» (хотя по числу Героев Советского Союза маленький еврейский народ занял 3-е место – даром, что евреев старались поменьше награждать!)... И кровавый навет, ныне гуляющий как в традиционно-идиотской форме, так и в осовременненой, типа «кровожадного истребления добродушных палестинцев»...

Якову удалось пробудить у Эйсава хотя бы ненадолго братские чувства, и дело кончилось миром. Нам надо учиться у праотца! Напоминать людям о нашем всеобщем братстве, Б-жественном образе, «впечатанном» в каждого из потомков Адама. Благо это чистейшая правда! И крепко держаться за своё вечное наследие – Тору. Вот такая еврейская хитрость!

Комментариев нет: