среда, 4 ноября 2009 г.

Такси для доктора

Меир Левин

"Я коней напою, Я куплет долою. Хоть немного еще постою на краю".
В. Высоцкий

Нарком здравоохранения СССР тов. Семашко любил говорить: "Если больно­му от разговора с доктором не становится лучше, то доктор никуда не годится". Наверное, в деле приближения к Всевышнему ситуация аналогична.

В иешиве я занимаюсь с молодым человеком по фамилии Доктор. У меня не было случая проверить его познания в медицине, но после общения с ним возни­кает чувство душевного равновесия. Иногда слов и взглядов бывает недостаточно, тогда в ход идут прикосновения теплых рук. Он часто рассказывает мне хасидские притчи из жизни праведников. Я пересказываю их по субботам. Однажды Яаков Доктор рассказал историю из собственной жизни.

У него заболел ребенок. Так как доктором он был по фамилии, а не по профес­сии, пришлось ехать в больницу. Знакомый таксист Исроэль оказался занят. Он порекомендовал своего коллегу. Через десять минут машина подъехала к дому. Шофером оказался низкорослый лысоватый "марокканец" лет под пятьдесят в традиционной светской одежде: шорты, майка или что-то подобное.

О чем обычно говорят таксисты? О том, как нынче дорог бензин. О том, какая марка машины лучше. Как вообще невыгодно работать таксистом... Хафец Хаим предпочитал всем собеседникам извозчиков, которые рассуждали о том, что овес нынче дорог. Великий рав радовался, что в разговоре о лошадях люди обычно не сплетничают.

Шмулик, так звали таксиста, первые пятнадцать минут вел речь только о ма­шинах, доказывая преимущества "Мерседеса" перед другими марками. Вдруг не­ожиданно разговор принял другой оборот.

- Рабби, - сказал он уважительно, - вчера я был в этой больнице с женой. Ты представляешь, мне уже почти пятьдесят, жена ненамного младше, и вдруг выяс­нилось, что она беременна, а врач, этот подлец, он мне предложил, чтобы жена сделала аборт! Нет, ты представляешь? Он решил, что если я без кипы, то мне мож­но такое предлагать... - Далее последовала серия ругательств на иврите и арабс­ком. - А ведь для чего же нас сюда прислали, если не для того, чтобы иметь детей?

У меня уже восемь. А для кого еще я работаю, как лошадь? Если бы не они, пошел бы в иешиву.

- Откуда ты знаешь, для чего человек приходит на землю? - спросил его Яа-
ков.

Шмулик внимательно посмотрел на Яакова.

- Тебе расскажу, дорогой! Я всякому не рассказываю. Мы, таксисты, пассажи­
ров насквозь видим. Послушай, дорогой... Когда-тоя был молодой, красивый, вы­
сокий. Служил в армии. В боевых частях. Однажды я приехал в отпуск на субботу.
Мама приготовила настоящую рыбу по-мароккански. Хабиби*, ты ел когда-нибудь
рыбу
по-мароккански? Если нет - ты не думай, у меня дома все кошерное, как по­
лагается. Можно, я тебя завтра угощу настоящей рыбой? Так вот послушай.

Я зашел в свою комнату. Вдруг - боль в груди. И я почувствовал, что выхожу из собственного тела... Боль прошла. Я вижу маму, рвущую на себе волосы... Хочу ей помочь. И вдруг понимаю, что никогда никому больше не смогу помочь. Подни­маюсь все выше и выше и попадаю в какой-то узкий коридор. Внутри него - Свет. Он какой-то невероятно теплый и добрый. Он все обо мне знает. И вдруг во мне возникает мысль:

- Как жалко, что у меня не было детей. Некому будет читать кадиш**.
Свет вдруг спрашивает меня:

-Ты хочешь детей?

-Да!-отвечаю я.

-Тогда возвращайся!

И я начинаю обратный путь. Если туда летел долго, то обратно - одно мгно­вение. И я снова вхожу в свое тело. Слышу крик матери: "Я же говорила! Я же их умоляла не уезжать. А эти врачи проклятые, кто им диплом дал? Говорят "умер, умер". Шайтан!"

Через месяц мама нашла мне хорошую марокканскую девочку. У меня восемь детей, - Шмулик достал фотографию и поцеловал ее. - А этот врач ничего не по­нимает, говорит, возраст, здоровье... Дурак несчастный. Да, рабби, я долго боялся рассказывать эту историю. Сказали бы: сумасшедший, где бы я жену нашел... Но ты, я вижу, настоящий человек. Таксиста никто не обманет. Мы как на рентгене человека видим.

Да, если тебе интересно, я расскажу тебе еще одну историю. Ты знаешь, с ра­ботой сейчас очень плохо. Вчера стою на площади. Вдруг подходит ко мне женщи­на. Русская. Иврит плохо знает. Говорит:

- У меня нет денег. А ребенку плохо. Помоги. Отвези за тридцать километров.
Я не люблю, когда меня обманывают. Но тут чувствую - правду говорит. Я со­
гласился. Она пошла за ребенком. В этот момент приходит клиент.

- Возьми в Лод, - говорит. - Это двести шекелей.
-Занят,- говорю.

- Плачу двойные, - говорит.
-Занят,- говорю.

Он покрутил пальцем у виска и ушел. Женщина пришла с мальчиком. Ребенку, правда, было плохо. Около машины сознание потерял. Я раньше на "скорой" ра­ботал, привел ребенка в чувство. Предложил в больницу отвезти. Она отказалась - видно, туристка. Денег нет. Отвез ее, куда попросила. Вернулся на площадь. Ты не поверишь - я за один день заработал больше, чем раньше за неделю.

Такси подъехало к больнице. Яаков расплатился. Шмулик достал визитку и сказал:

- Если Исроэль будет опять занят, звони! А если нет, не надо. Я проверю, раб-би!

Да, оказывается, в Израиле таксисты не всегда разговаривают только о ценах на машины и какая марка лучше - "вольво" или "мерседес".



* Хабиби - дорогой (арабск.).

** Кадиш - поминальная молитва (ивр.).


Комментариев нет: