пятница, 17 декабря 2010 г.

А гаечки бренчат...


Подумаем вместе

Глава Ваехи

Арье Юдасин

Представьте сцену: у кровати умирающего патриарха собрались сыновья. И хочет отец, как последнюю волю, раскрыть им своё пророческое видение о конце человеческой истории. Но вдруг – образ тускнеет, силы оставляют старца. Шепчет Яков: «Быть может, есть среди вас «хет», грех?». Отвечают сыновья в один голос: «Взгляни на наши имена! В них нет букв слова «хет» (грех)!». Возражает умирающий: «Но ведь нет в ваших именах и букв слова «кец», конец! Значит, вам не положено знать, чем всё завершится!». И переходит к благословениям.

Так описывает Тур эту драматичную ситуацию. А теперь давайте подумаем – почему нам неполезно знать детали конца времён? Ведь жутко хочется, да? «Знал бы, где упаду – подстелил бы соломки!»

Странную вещь говорят учителя: «Грешники и перед входом в Геином (ад) не раскаиваются». Почему? Жарко же (или холодно – в зависимости от «заслуг»)! Предложите гражданам на выбор: повариться пол-часика в батальонной суповой кастрюле или признать, что Б-г правит миром – что большинство выберет? А тут, знаете ли, в мире духовном, где всё яснее, туману нет, человеку открыта цена его поступков. Чё ж не раскаяться-то, добровольно-то в костерок за неправое дело зачем?

Или навязший в зубах пример: человек может знать о вреде курения, пьянства, наркотиков... И – что? Только люди с сильной волей сами побеждают привычку. А сколь она могуча... Про войны наркобаронов с регулярной армией Колумбии, Бразилии, да не только там – слышали? А ежели б публика «дражок» не излюбила – откуда бы у них деньги на собственные армии? Лечение наркоманов – большая, тяжкая область современной медицины.

Чтобы понять этот странный феномен – инертность, слабая власть большинства людей над своими поступками, над своим жизненным выбором – нам придётся заговорить о структуре психики. Для остроты – два потрясающих примера из Торы. Ицхак просит Эсава: приготовь мне вкусное кушанье, «чтобы благословила тебя душа моя». А что, папе на голодной желудок слабо сына-то благословить? Не простому папе, заметьте, а пророку, уже проживему, согласно мидрашу, три года в раю! Или: «и увидела Рахель, что она не родила...». Знаете, когда «увидела»? Когда у сестры уже целый выводок сыновей! А раньше не «видела»? Или «не доходило»? И это у одной из величайших женщин в истории?!

Наша психика – система невероятно сложная и сбалансированная. Конечно, согласованность её элементов разная у людей. Достичь цельности, гармонии, совершенства и внутреннего покоя («шлемут») – одна из главных и сложнейших задач. В еврейской традиции это называют «тикун мидот» - исправление, совершенствование качеств. В частности, учиться надо и для этого – чтобы знать, как (и для чего?) ты устроен.

Безволие зачастую связано с отрывом аналитического мышления от эмоционально-волевого. Порой – с тем, что человек мало сознателен в сфере так называемого «наглядно- действенного мышления», отвечающего за целенаправленные движения тела. Скажем, интеллект может нырять в невиданные глубины и иметь возвышенные понятия, но если он «далёк от управляющей ручки», то нервы, мускулы подчиняются не ему, а инстинктам и навыкам. Дрессировке. Гвоздь под углом 123 градуса правой рукой – здорово, а вот винт под 112 левой – ни-ни. И думай шо хошь.

Конечно, статья не претендует на описание психики. Только пару моментов. Нам обычно нужны «материальные подтверждения», факты – чтобы истинно захотеть и начать действовать. Заявление типа «хочу, но не могу» - туфта и означает: «я думаю, что я хочу», но до реализации далеко. И это понимал Ицхак. Надо поесть, включить телесное удовольствие и благодарность – и благословение сыну будет неизмеримо сильней. А нежелательную информацию мы долго вытесняем из сознания – как Ривка, которую травмировала бездетность. Но когда уже стало невмоготу, «пробило» - её реакция эмоционально сильна и логически неадекватна («Дай мне детей, а то я умираю!») - и, естественно, нарывается за изумлённое: «разве вместо Б-га я?».

Так и бренчат наши гаечки, отвинчиваются, пока тянут друга шестерёнки от идеи, пожелания до реального поступка. Нелегко их подвинчивать. Без стремления осознать и затем реализовать свою жизненную цель – вообще нереально. Так что знание о будущем ещё не означает иного поведения. Зато грех знающего, что правда и добро, но всё равно живущего иначе – многократно больше и губительней для его души.

Комментариев нет: