среда, 2 февраля 2011 г.

Давайте поговорим об икебане

Подумаем вместе

Глава Трума

Арье Юдасин

Или, если вы не любите цветы, то про города ацтеков в джунглях. На худой конец, о «летающих тарелках» или ценах на газетную бумагу. О чём угодно, кроме мелкотравчатой политики и «палестинского вопроса»! Надоело! Однако...

Тур комментирует второй пасук главы: «...и возьмите Мне труму (приношение, отделённое)» так: заговорил Создатель с Израилем языком умиротворяющим, поскольку чего-то Израилю не хватало. И попросил Он сделать Себе Шатёр завета – для славы и очищения Израиля. Б-г обратился к нам просительно, поскольку евреям придётся отделять для Него часть своего достояния,- а они, не зная будущего, могли беспокоиться: что будет с ними и с их имуществом?

Попросил же Б-г у нас, согласно рассчёту Тура, только одну пятидесятую часть Храмовой горы. Участок 100 на 50 локтей из всей площади 500 на 500 локтей. Ныне, впрочем, Ему принадлежит ещё меньше: «четыре локтя Закона вокруг изучающего Тору».

Вам эти цифирьки ничего не напоминают? Ведь во времена Храма для трумы отделяют, по постановлению мудрецов, именно 2%, одну пятидесятую часть урожая. И когда евреи выходили из Египта, были мы «снаряжёнными (хамушим)». Согласно комментаторам, это намекает и на «пятыми» или «пятидесятыми» («хамешим»). А перед выходом мы опустились уже на 49-ю ступень нечистоты,- но последняя, пятидесятая ступень, «2 процента», оставалась пока посвящённой Б-гу. Без этой «пятидесятой части» Израиль исчезает, становится неотличим от других народов. За что, как известно, многие и ратуют.

Так вот, спор идёт отнюдь не про создание «Палестинского государства». Кстати, сооружать его планируют впервые в истории, если, конечно, не считать филистимлян (плиштим), некогда владевших юго-западом Израиля, тайными арабами. Спор не о принадлежности Иерусалима, не об «иудейской окупации Иудеи», не про права «униженных и угнетённых». Спор – об этой «одной пятидесятой части», принадлежащей Создателю.

Для правоверных мусульман весь Израиль – священная земля, навечно принадлежащая исламу. А поскольку принцип мусульманства: «всё для Б-га» - то и Начальству. Ну видят они так мир, что тут сделаешь?!

Впрочем, у них и без нашего клочочка хватает. А вот для евреев святая земля – только Израиль. Не совсем в нынешних границах, где меньше, где больше, но – только он. Следующая ступень святости – Иерусалим, ещё выше – Храмовая гора, выше – Храм, выше – Святая Святых и Ковчег Завета в ней.

Полезно наконец понять, кто в мире и в Израиле за что ратует? А для этого посмотрите на бессильное поведение израильской администрации в ответ на арабскую и африканскую экспансию в Израиле. На дурацкие забастовки дипломатов в отнюдь не «политически благоприятный» для еврейской страны момент. Здесь, впрочем, может и профит выползти – как лет десять тому во время долгой забастовки врачей смертность снизилась на одну седьмую...

Короче, первичный дух сионистского энтузиазма, готовность к борьбе и жертвам за общее дело – ау... Лучше «правого политика» Ольмерта, объявившего создание на израильской земле государства Фалыстын «высшей целью сионизма», всё равно не скажешь!

За что же борьба? Кто на какой баррикаде? Похоже, маскарад завершается. Вопрос не про «правое-левое», «национализм-интернационализм», «лейбористы-октябристы»... Вопрос, как перед выходом из Египта – вы где, на «одной пятидесятой, посвящённой Б-гу», или в остальных 49-ти? Ведь и погибшие во время казни тьмой в Египте евреи были согласны на независимость – но только тут, в Империи. Чтобы не идти куда-то там за Б-гом.

И вопрос этот должен решать для себя каждый из нас. Он – не про срочный переезд в Израиль. Наличие кипы на голове и талита под рубашкой – тоже ещё не полный ответ.

Спор идёт о 5000 локтей Храмовой горы, о бескорыстной учёбе «во имя небес» в наших ешивах и колелях. О том, чтобы каждый из нас, евреев, хотя бы одну пятидесятую тех средств, сил и доверия, которые мы уделяем этому миру – дарил бы Всевышнему. Иначе говоря, весь крик о создании или несоздании на еврейской земле земле палестинского государства – это чепуха, «дурилка картонная», цитируя Пригова. И весь еврейский и международный шум, поднимаемый по этому поводу – не больше, не меньше чем завеса. Дымовая шашка.

И такая же завеса – израильская политическая грызня, мелкая торговля. Мелкая не по результатам, не по текущей или предотвращаемой крови. Мелкая по приёмам и мотивам торгующихся. Это – одна, и очень существенная, часть сегодняшней дезориентации людей. Нынешней «казни тьмой». Так давайте уж лучше поговорим про икебану

Комментариев нет: