среда, 25 августа 2010 г.

Зоркий пейсатый сокол

Искорки из главы Ки таво

Арье Юдасин


Ну и вьедливы эти равины! Безобидную фразу молвил Моше: «...вы видели всё, что сделал Г-сподь перед глазами вашими фараону и всем слугам его...». К чему тут придраться? Может, к преувеличению – как можно видеть «всё», что происходит в разных местах? Здесь ещё удастся выкрутиться, сославшись, например, на масштаб и общеизвестность чудес. Однако Шах ловит Тору не на этом.

«Моше говорит с народом на 40-й год по выходе из Египта. Уже умерли мужчины, которым в момент греха разведчиков исполнилось от 20 до 60 лет. Именно тогда Создателем обещано: «В пустыне падут ваши тела!». Так кто же люди, подтверждения которых: «да, видели!» ждёт пророк? Или те, что были ещё детьми и подростками, или старики – теперь древние. Ведь им тогда, 40 лет назад, стукнуло за 60. Почему же он апелирует ко всей общине?»

Шах высвечивает несколько необычное устройство текста – правильно перевести не «глазами вашими», а «к глазам вашим». Ну и что? А то, что глаза оказываются уже не просто органами зрения, а как бы отдельными существами, к которым и обращается Моше. И уточняет Шах, что «глазами народа» традиционно именуются именно эти две категории граждан: старики и юные. Старики – за свою жизненную мудрость, умение верно оценить и предвидеть события. А молодые – они ещё не привыкли к общественным условностям, «правилам игры». Такие могут воскликнуть: «А король-то голый!». Им непереносима фальшь.

Выходит, Моше говорил только к «глазам нации», реальным свидетелям событий? Да, это один из аспектов текста. Но Шах приводит и другую возможность, куда более близкую сердцу поклонников мистицизма. Речь идёт о наших с вами глазах! Не лишь о том поколении. Тора написана на все времена и обращается персонально к каждому.

Шах вспоминает слова мудрецов: «Всевышний приведёт в Египет все поколения». И вы, и я, и дяди Мотл из соседнего подъезда – все мы станем зоркими соколами и будем лично присутствовать при египетских казнях. Окажемся соучастниками Выхода из Египта.

Поговорим о нашей особой связи с Египтом (на иврите «Мицраим», от корня «цар» - узость, стеснение, беда). Не случайно одна из вещей, которые еврей вспоминает ежедневно, утром и вечером: «выход из Египта, из дома рабства». Для того и добавлен в символ нашей веры «Шма, Исраэль» третий отрывок, который завершают слова: «Я Б-г твой, выведший тебя из Египта, чтобы быть тебе Б-гом». Пасхальная агада утверждает: каждый человек в каждом поколении должен чувствовать себя выходящим из Египта. В широком смысле весь галут наш, рассеяние – один большой Египет.

Учтите, что евреи - народ жутко вьедливый и буквалистский. Ну эти, как их, «фарисеи и начётчики». Запросто так, от «щедрой души», фантазии воспарить не дадут. Для иудея духовный мир – не сфера сказок и интеллектуальных упражнений, а место практической деятельности. Так что раз «Египет» - то значит не только историческая память и философский образ, но и конкретная деревенька.

Дело в том, что мы, евреи, видим мир как живой организм. В этом смысле пантеизм Спинозы – лишь упрощённый и усечённый «иудаизм». У стран, времён, минералов,видов животных и растений, поколений людских... – у всего есть питающие духовные источники, цель и миссия в мироздании. Ибо всё исходит из единого источника – Б-га живого. И в этом источнике остаётся – другого-то нет! Одним из следствий такой тотальной оживлённости является память. Творец видит и помнит всё. И позволительно образно, на языке детской сказочки про «волшебный фонарь», нарисовать картинку. Он «смотрит» на некое место на карте, и в Его взгляде, а значит в «душе этого места», оживают происходившие здесь события. И даже события будущие.

Среди событий мира Исход из Египта – одно из наиболее значимых. Именно тогда Создатель отчётливо показал Свою руку и власть всем обитателям страны. Когда говорят, что «будущее Освобождение будет подобно Исходу» - это означает, в частности, что Б-г открыто явит Себя людям. И мы с Египтом некоей нитью связаны, ведь наша задача – раскрыть миру Б-га.

Вспомните приведённые Торо места «явлений Б-жественности» целому народу. Гора Синай, Тростниковое море и сама египетская земля. Удивительно, но всё это – в нынешнем государстве Египет.

Не знаю, перенесёт ли нас всех Создатель в Египет буквально, или так обострит зрение и сделает мир настолько «прозрачным», что каждый увидит полную картину «египетской панорамы»? Узрит, как приходит наказание к злодеям и как вызволяются из-под их власти праведники. Поймёт, что всё это закладывалось ещё в древнем Исходе, созревало в процессе истории и вылилось наконец в полное Освобождение Человека от зла и слепоты.

Впрочем, неплохо «потренироваться» заранее. Чтобы не оказаться по ошибке среди этаких «всемирных египтян». Тех, на ком небеса будут демонстрировать всему театру спектакль «справедливой награды и наказания за поступки».

Комментариев нет: