четверг, 22 июля 2010 г.

Дешёвое и надёжное средство.

Арье Юдасин


Я пишу это эссе 9 Ава, в День еврейского траура и героизма. Мы вспоминаем о погибших, о разрушенном – и этих воспоминаний хватило бы до следующего 9 Ава. Евреям есть, что вспомнить... Но главное, мы ищем причину всех этих неимоверных бед. И - способ, как сделать, чтобы от нас отступила зловещая тень? Иначе зачем всё это? Евреи никогда не были мазохистами. А культивировать месть ради мести – совсем не в нашей природе.

Заклинания типа : «Никогда больше!!» - очевидно не работают. Одна из лучших в мире разведок, сильная армия, передовые военные и прочие технологии... Войны и вспышки ксенофобии приходят и проплывают дальше, как облака на ночном небе. Террор то нарастает, то стихает по каким-то своим законам. Словно прилетают ангелы злобы и ненависти, затем оплывают на курорт на «заслуженный отдых»... Нужен способ кардинальный, иначе не остановить эту бесконечную вереницу. Или примириться и признать, что «жизнь так устроена» и деться некуда?

Одно воспоминание помогло мне отыскать способ. При этом дешёвый и безупречный. В 1990-м, в самый разгар российской экономической неурядицы и криминальных разборок играл я в турнире в Калькутте, в Индии. Курировало шахматный клуб советское консульство, и от его работников мы узнали много любопытного про индийскую жизнь. Например, про воспетый Высоцским «Индо-пакистанский инцидент», после которого образовалась нищая Бангладеш. Война была страшная, по-восточному беспощадная. Бангладешцы – те же бенгальцы (а Калькутта – столица 200-миллионного штата Бенгалия), только некогда принявшие мусульманство. И миллионы несчастных спасались от войны среди близкого по крови, пусть и не по религии народа. Командовала тогда в Бенгалии одна из пяти местных коммунистических партий, и правительство штата дозволяло беженцм селиться на муниципальной земле. Но эта земля быстро оказалась занятой, и многие беженцы освоили последний её клочёк – разделительную полосу на шоссе из города в аэропорт. Там и жили семьями, с малышами, меж ревущих индийский «Амбассадоров» (без глушителей и газовых фильтров) по 2-3 года... В том числе и около «Долины роз»...Так издевательски называют район кожевенных заводов и их невероятно зловонных озёр. Все проезжающие машины задраивают здесь окна.

Другой цветочек из «местного колорита». Как-то мы проезжали мимо странных чёрных, словно обугленных сооружений. Консульские объяснили, что это пригороды одного из двух местных «неучтённых городов». В Калькутте тогда официально проживало 12 миллионов, а фактически – где-то миллионов 20. Большинство из «лишних граждан» - в «городах». «Дома» в них делались из чего на улице отыщешь, «улицы» настолько узкие, что пройти бочком может только худой индиец. Занимает «дом», скажем, семья из 16-и человек. Поспали восьмеро на боку в первую смену и хватит, освобождайте дворец для второй половины семейства.

Особенно всё это впечатляло на фоне невероятно роскошного отеля, где жили иностранцы. Гигантская комната, ежедневно в номер огромное блюдо экзотических фруктов. Везде кондиционированный воздух (а в Калькутте страшный «смог», и жара даже зимой, отчего стены домов потрескавшиеся, пыльные, бесцветные). Одетые в спецформу вышколенные работники. 2 бассейна, 7 ресторанов на любой вкус... Правда, вода в кранах «индийская», публика мылась и фрукты всполаскивала в основном покупной минеральной. А через улочку на тротуарах спят люди, у которых всё имущество – тряпка, чтобы накрыться.

Долго после этого я, вернувшись в дичающую «перестроечную» Россию, не мог понять: чего люди хотят, о чём ругаются и на что жалуются? Спите-то на кроватях, и не в две смены?! Стены не из верёвочек и брошенных консевных банок?! Даже книжки читаете. Зажрались!

Сегодня, когда перечислялись наши несчасться, погромы и геноциды, мне вспомнился индийский «опыт». Евреи, чего мы хотим? О чём спорим, нередко до хрипоты, до ненависти, а порой и до убийств и предательств? Перед лицом Сожжённого Храма и Йерушалаима? Перед памятью о «крестовых походах»? Перед погромами «европейской чумы»? У разгромленных лавочек, над искромсаннами телами убитых Кишинёвского, Одесского, Багдадского или Басрского погромов? Перед ямами, в которые брошены жертвы банд Хмельницкого, «зелёных» и петлюровцев? Перед Аушвицем и Треблинкой, где за день сгорало несколько десятков тысяц наших братьев и сестёр? Не различая, увы, политическую позицию или семейный статус. Над Бабьим Яром? Перед сталинскими теплушками для скота и неотапливаемыми сибирскими бараками, готовыми принять в 1953-м «человеческий материал» для очередного «окончательного решения еврейского вопроса»? Перед подготовленными бандами убийц на перестанках по пути следования этих поездов с «сообщниками убийц в белых халатах»? Перед лицом современного неразбирающего, «наугад» террора, лишь бы побольше жертв? Перед лицом почти всеобщего осуждения, причём вовсе безразлично – за добро или за зло?

Или мы, как полагают некоторые антисемиты, «народ сумашедших»? Да пусть мы даже все по очереди (или одновременно) раз по сто двадцать правы! Это имеет такое важное значение? Больше, чем универсальная заповедь Торы: «Не будьте как Корах и его община» (т.е. любой ценой избегайте склок)? Единственный раз в жизни наш заступник Моше (Моисей) не умолял Творца о снисхождении к евреям – тогда.

Неужели нам так трудно увидеть, что это продолжается наказание за преступление Кораха? Поскольку мы тянем его за собой. Разнообразим. Даже при грешном царе Ахаве и его идолопоклоннице-жене Изевель, насадивших чуждых «богов» в Израиле, - мы побеждали, причём «малой кровью», во всех войнах. А при великом праведнике и пророке царе Давиде – не всегда, и с жертвами – поскольгу в народе вспыхивали раздоры. И какая разница, раскрывает возле нас уста земля, проглатывая Кораха со сторонниками – или скалят озверевшие хари нацисты, погромщики-лабазники либо накачанные «драгом» террористы? Это важно, есть у них дипломы и литературные премии или нет?!

Вот и нынешний Израль – один из мировых рекордсменов по «числу партий на душу населения». Что ни выборы – срам. Даже евреи Торы переругались при выборах мэра Иерусалима – чего ж теперь изумляться «парадам гордости» в Святом городе!? Весь спектр имеем – от социалистов, «гордых» и левых антисемитов-экстремистов – до «крутых» «религиозных сионистов», до «каховцев» или «натурей карта» - на выбор. Чего душа пожелает!

А душа Создателя желает в Святом народе мира. И мира Его Самого с этим народом. Народом, который Он называет «Своим первенцем». Сколько раз умолят Танах: «Вернитесь, Мои запутавшиеся сыновья!»? Двайте помиримся! И тогда Я примирю вас с Моим миром. Если бы сотую долю усилий, которые мы прилагаем для доказательства своей правоты или сближения («примирения») с соседями и посторнними мы потратили бы на мир между собой!!

Вы знаете, я шахматист, боец. Моя работа – побеждать другую идею и личность (и, как тренеру, учить этому других). Примиряться и соглашаться мне не так легко. И пришёл я к Торе за 30, после долгих поисков и многолетнего вьедливого анализа. И ни за что это моё с трудом найденное богатсво не отдам! И когда еврей лопает свинину, женится на китаянке или разгуливает с крестом и с лозунгом «евреи за Иссуса» - мне больно. Но ещё больше больно, если нет мира в моей семье. В моей общине. В моём народе. Я могу осуждать и не принимать «машихизм», но буду плакать и молить Б-га об исцелении, когда мой знакомый равин-«машихист» с детьми попадает в автомобильную аварию. Или когда перед самым началом святой Субботы взрывается придурок в «Дельфинарии» и уносит с собой жизни двух десятков подростков,- пусть и пришедших на танцульку отнюдь не ради субботнего «кидуша».

Мы – одно. Когда «гои» обвиняют нас оптом – они правы. Только не правы в том, что мы сами ещё слишком часто не чувствуем себя одним целым. Это было, когда мы стояли у горы Синай: «Один народ, одно сердце». Это бывает ненадолго и сейчас после каких-нибудь особо изощрённых терактов – многие начинают чувствовать общую боль. Наверно, если бы это чувство предшествовало взрыву – быть может, никакие теракты и не потребовались бы?

Сегодня есть такая мода – заниматься «кирувом», приближением к Торе наших почти ничего о ней не знающих (или ложно знающих) братьев. Вы знаете, сегодня я наконец понял: настоящий «кирув» - увеличивать между нами мир. Особенно с близкими. И тогда, когда между нами, евреями мир – с нами Б-г. Одно из имён которого «Шалом», Мир. И какой же дурак откажется тогда приблизиться к Б-гу, Который рядом и с Которым так хорошо!?

Комментариев нет: