Наша глава состоит из двух частей. Основная – это смета переносного Храма и описание его строительства. А завершает главу рассказ о начале работы Святилища. Как вы думаете, чему книга Зоар и следом за нею Шах посвящают больше всего страниц? Беседе Моше с Создателем? Свойствам мистического облака, наполнившего Шатёр? Правильно, смете! Особенно первому безискусному пасуку: «Вот счета по Скинии, Скинии свидетельства, сведённые по повелению Моше...»
Причина в том, что слово «пкудим», здесь «подсчёты» или «счета», можно перевести иначе. Например, как службы (однокоренное «пакид» - служащий), поручения, функции. И арифметика Торы становится многомерной.
Мудрецы объясняют, зачем был нужен детальный отчёт о расходовании средств? Святой Храм, место встречи Всевышнего Б-га и Его народа, должен быть чист во всех смыслах. Мало того, что строители праведны и бескорыстны. Необходимо, чтобы никакие подозрения не могли закрасться в души тех, кто будет приходить «в гости» к чистейшему и безупречному Б-гу!
Но последуем за Шахом к сокрытым аспектам фразы. Зачем дважды повторено слово «Скиния»? Зоар видит здесь намёк на два разрушенных Храма. И на Третий Храм, пусть будет он скорее отстроен! В его эпоху Святилищем окажется вся Земля, Б-жественное Присутствие станет для всех очевидным. Не случайно главу (а с нею вторую книгу Торы) завершают слова : «Облако Г-сподне было над Скинией... перед глазами всего дома Израиля». О времени же Третьего Храма мы знаем, что тогда «наполнится знанием Г-спода вся земля».
Параллельно упомянуты и причины разрушения первых Храмов. В дальней перспективе началом гибели Первого Храма стали слова авторов «Золотого тельца»: «Вот боги твои, Израиль!». А зародышем падения Второго Храма оказались смешанные браки! Само слово «(Скиния) свидетельства» гематрией равно выражению «женщины-идолопоклонницы». Те жёны, развестись с которыми требовал от евреев Эзра после возвращения из вавилонского плена. Видимо, и позже случались рецедивы...
Интересно, насколько буквально понимает Зоар знаменитый 127-й псалом: «Если Всевышний не строит дом, напрасно трудится строитель». Царь Шломо, автор псалма и строитель Храма, сообщил здесь, что Храм обязательно будет разрушен! Вечно стоять может лишь то, что сотворено не руками смертных людей, но самим Всемогущим!
Перейдем к другому значению слова «пкудим». Зоар исследует четыре различных уровня, на которых строился Храм. Каждому уровню соответствуют свои «каменщики». Высшему миру, «миру Б-жественного сияния», из которого изливается жизненная сила Храма, нужен был труд Моше. В «мире творения» проявился гений Бецалеля, «исполненного духом Б-жиим, мудростью, пониманием, знанием и всяким искусством». Помощник его Аолиав трудился над воплощением Храма в «мире форм». Наконец, были ещё люди, «мудрые сердцем, кого Г-сподь (дополнительно) одарил мудростью и разумением». Они порадели, чтобы все высшие реальности оказались запечатлёнными в материальных предметах.
Все уровни постройки необходимы, и едва ли можно сказать, какой важнее? Например, Б-жественное Присутствие, Шехина, гематрией своего имени соответствует названию «мира действия», «олам асия». Без Присутствия Храм – просто камни и пустые символы. Тело без души. Выходит, выполнить заповедь на деле, воплотить пророчество в дереве и металле – это и есть главное? Тогда основной труд совершили многочисленные и безымянные «мудрые сердцем» мастера?! Но не имея «архитектурного плана», не будучи вдохновляемым из высших духовных миров – как можно построить обитель для вездесущего и непостижимого Б-га?
Вспомним, что Храм - это модель мироздания и самого человека. Уровни созидания и работы Храма соответствует различным «ступеням» человеческой души. Душа земная соотносятся с миром действия, дух – миром форм, высшая разумная душа – миром творения. То же, что на языке кабалы именуют «корнем души», прямо соприкасается с миром Б-жественного излучения. А это значит, что в каждом из нас есть частичка от пророка Моше.
Мы, увы, не видим сегодня на Храмовой горе в Иерусалиме великолепного Третьего Храма. Но существуют Храм вселенной, и Храмы внутри меня самого и внутри каждого из моих собратьев. Впрочем, мы переходим от арифметики к психологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий